Реализуемые программы
Реализуемые программы
В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной инспекцией Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, в Учреждении реализуются следующие программы дошкольного образования:
Образовательная программа дошкольного образования муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 19 ( МКДОУ д/с комбинированного вида № 19)– (далее Программа) разработана в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028) (далее – ФОП ДО), в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию нормативным сроком освоения 6 лет.
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
- обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Программа обеспечивает благоприятные условия для полноценного проживания воспитанниками дошкольного детства, безопасность жизнедеятельности, формирование основ культуры личности, всесторонне развития физических и психических качеств в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности каждым воспитанником и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
- cоциально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской, продуктивной и пр. видах деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которая расширяет содержание работы по приоритетным направлениям развития детей дошкольного возраста – социально-личностному и физическому. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
- «Азбука общения» под редакцией Л. М. Шипицыной (рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации).
В содержание части формируемой участниками образовательных отношений введен региональный компонент дошкольного образования.
Цель компонента : формирование личности ребенка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться в нем и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры. Изучение детьми Тульского края осуществляется в непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого и художественно- эстетического цикла, а также в совместной деятельности в таких формах, как: экскурсии, беседы, рассматривание альбомов, проведение досугов. На основании этого возникла необходимость введения регионального компонента в содержание дошкольного образования, что способствовало поиску и разработке новых подходов при ознакомлении детей с родным краем. Это позволило систематизировать процесс ознакомления с окружающим миром через традиции своей социокультурной среды
Основная цель - воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем. Воспитательная работа ДОУ ориентирована на развитие у детей системы нравственных качеств, социально- коммуникативных навыков. Задачи: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; - формирование бережного отношения к природе; - воспитание и уважение к людям труда, тульским умельцам; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - развитие чувства ответственности и гордости за свой родной край.
Средства реализации:
- Специально организованное обучение, интегрированное по всем образовательным областям Программы.
- Совместная деятельность педагога с детьми: - экскурсии (по поселку, в краеведческий музей города, в мини-музей ДОУ, библиотеку, в школу); - наблюдения в природе; - чтение художественной литературы (писатели земли Тульской); - рассматривание иллюстрационного материала (репродукции картин, фотографий с памятными местами); - детское художественное творчество; - подвижные игры населения Тульской области; - праздники и развлечения.
- Развивающая среда, способствующая развитию интереса к окружающей действительности, любознательности, патриотических чувств.
- Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родительребенок-педагог для патриотического воспитания. Данная работа нацелена на последовательное, системное введение ребенка в изучение окружающего мира. Работа по формированию представлений о родном крае с детьми дошкольного возраста необходима и важна; и то, насколько будут любить свою малую Родину наши дети, зависит от нас – взрослых. Содержание образовательной работы по краеведению «Родной край» направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
- приобщение к истории возникновения родного города (поселка);
- знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившимиТульский край;
- формирование представлений о достопримечательностях родного города (района, поселка), его государственных символах;
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и ихтруду; • формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном крае;
- формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Тульской области.
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
- психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста;
- единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
- информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
- просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
- способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
- открытость;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
- возрастосообразность.
Образовательная программа дошкольного образования включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, Календарный план воспитательной работы и иные компоненты.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Парциальная программа с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития детей:
- «Азбука общения» под редакцией Л. М. Шипицыной. рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
Программа реализуется в старшей и подготовительной группах.
В прогамме представлена оригинальная методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Особую ценность представляет собой развернутый план занятий,снабженный текстами и комментариями игр,бесед,упражнений,тематических прогулок и прочего.,а так же комплекс методик оценки эффективности работы педагога по развитию общения у детей.
Цель:
формирование у детей социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:
обучение детей пониманию себя и умению быть в мире с собой;
воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;
развитие самоконтроля в общении;
развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
выработка у детей положительных черт характера;
коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Для решения задач рекомендованы следующие формы обучения детей:
развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, подвижные, дидактические);
этюды;
импровизации;
наблюдения, прогулки, экскурсии;
рассматривание рисунков и фотографий;
сочинение историй, сказок;
беседы;
мини-конкурсы, игры,соревнования;
рассказ педагога и рассказы детей чтение;
свободное и тематическое рисование, лепка.
Планируемые результаты освоения Программы
Критерием эффективности работы с дошкольниками по программе является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего поведения:
1.Умение по выражению лица определять самочувствие человека, его настроение.
2.Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения. 3.Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку.
4.Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.
5.Умение словесно выражать свои желания, чувства.
6.Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина). 7.Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям. 8.Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта. Контроль за знаниями, умениями, навыками учащихся, уровнем их развития и воспитанности осуществляется в следующих видах: Входной контроль, который предполагает проверку стартового уровня развития эмоциональной сферы, ценностных ориентации и произвольной регуляции поведения дошкольников, коммуникативных умений и проводится в начале учебного года - сентябре-октябре в форме тестирования (см. Приложение). Текущий контроль - осуществляется с целью отслеживания результативности занятий и определения уровня усвоения каждой темы, проводится в конце декабря с помощью методов: наблюдения, диагностики эмоционального состояния и поведения, учебных тестов по некоторым темам. Итоговый контроль - осуществляется с целью определения результативности программы и отслеживания динамики развития социальных эмоций, ценностных ориентации и уровня произвольной регуляции поведения, коммуникативных умений старших дошкольников в форме тестирования с помощью методик, используемых при входной диагностике.
Документы
В ДОУ реализуются Программы дополнительного образования по направлениям :
социально-гуманитарное;
художественное
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сюрприз»;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тропинка в экономику»